История Храма : | ||
Историческое описание прихода и храма. Церковь Николаевская села Никольское на Молохте. Построена в 1854 г. тщанием помещика Владимира Андреевича Молчанова с прихожанами. Церковь, колокольня и ограда – каменные. При церкви располагается кладбище. Церковь сделана двухсоставной: главный, холодный храм (то есть тот, в котором совершаются службы в летнее время) отделен проходной аркой от теплого храма (в котором совершаются службы в зимний период). Всего в церкви освящены три престола: в холодной части Храма (главный Храм): во имя Святителя и Чудотворца Николая, в теплой части Храма: правый престол - в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Местоположение церкви: расстояние от г.Костромы - 80 верст, от Нерехты - 55 верст, от г.Иваново- Вознесенска - 15 верст, от почтового телеграфа и железнодорожной станции Ермолино - 6 верст, от ближайшей больницы - 15верст. Ближайшие сельские церкви: Ермолино – в 6 верстах, Биберево – в 8 верстах и Домовиц – в 5 верстах. Основные и постоянные средства, поступающие на храм: 24% - билеты Госуд. ком. пог. дол. в 500р. и в 1000р. и 4% Государственная рента в 200р. Причт: священник и псаломщик. Средства содержания причта: казен. жалование священнику - 294 р., псаломщику - 98 р.; проценты с общ. Прич. капитала: 4% Госуд. ренты в 200 руб. и двух 4% бил. Госуд. ком. пог. в 500 р. и в 1500 р.; доход от богослужебных треб: священника - 90 р., псаломщика - 30 р. Дом у священника церковно-приходской, деревянный, у псаломщика собственный, квартирных он не получает. Земли в пользовании причта: усадебной 1 десятина 150 саженей, пахотной 15 десятин, сенокосной 3 десятины 559 саженей, неудобной 1800 саженей, всего 20 десятин. План на землю и книга межевания земли находится при церкви. Прихожан: мужского пола – 223 человека, женского пола – 264 человека. Приход фабричный. Раскольников в приходе и в соседстве с приходом нет. Прикрепленных к приходу селений - 4. Препятствий к сообщению нет. Школа одна – церковно-приходская. Архивная справка: Сведения по истории Никольского храма села Никольского, что на Молохте, Ивановского района Ивановской области, клира Никольского храма по исследованию документов фондов Костромской духовной консистории, Костромской казенной палаты, Нерехтского духовного правления, Костромской губернской строительной и дорожной комиссии, Костромского губернского статистического комитета, Костромского строительного комитета, печатные издания из библиотек архива и др. Род Молчановых был достаточно известен в Костромской губернии, в том числе и потому, что в начале XIX века породнился с родом А.С. Пушкина через брак его двоюродного дяди – Александра Юрьевича с дочерью галичского помещика, титулованного Советника Лариона Васильевича Молчанова – Александрой Ларионовной. Потомки Лариона Васильевича (в том числе дети и внуки А.Л. Пушкиной) достаточно хорошо изучены костромскими краеведами, но документы по ветвям параллельным его линии, практически, не поднимались (по крайней мере, публикаций об этих Молчановых не выявлено). Понятно, что все затмевало имя Пушкина, и пускало исследователей вновь и вновь по одному и тому же следу. В поисках информации о Владимире Андреевиче Молчанове, устроителе храма в селе Никольское на реке Молохта, дополнительно к уже перечисленным, были просмотрены документы фонда Костромского губернского дворянского собрания, именные указатели к описям фонда Костромского губернского предводителя дворянства, поколенная роспись Молчановых, карточки на представителей этого рода, собранные в личном фонде А.А. Григорова – положительного результата это не принесло. Александр Александрович Григоров – историк костромских дворянских родов подробно этот род не изучал, в других фондах данная информация была утрачена во время пожара в архиве (1982г.). На сегодняшний день можно сказать одно – в ревизских сказках 1816, 1834, 1858 гг. владельцем с. Никольское с деревнями Скалозубка и Остолопиха значится коллежский советник (в 1858 г. надворный советник) Владимир Андреевич Молчанов. И это, во-первых, показывает личную причастность Молчанова к этим местам (не просто благотворитель, но, вероятно, еще и прихожанин), а, во-вторых, говорит о том, что церковь на Молохте построена им на «старом церковном месте»: село, где выстроен новый храм, и до 1854 г. уже было селом, т.е. имело церковь. Время основания этого селения (как, впрочем, и большинства других), скорее всего, уходит в седую древность, установить его по документам архива невозможно. То, что каменный храм не был первым в селе Никольское подтверждают документы Нерехтского духовного правления, где в ведомости об уездных церквах за 1844 г. значится церковь «Никольская на Молохте, деревянная, при ней по штатному положению священников -1, диаконов – 0, причетников – 2; а по настоящему положению священников -1, диаконов – 0, причетников – 2; в том числе наличных священноцерковнослужителей состоит кончивший курс Богословия (имеется в виду полный семинарский курс) священников – 1, при всех налицо состоящих священноцерковнослужителей находится детей мужеска пола – 1, который не поступил в училище по болезни» (ф.31, оп.1, д.289, л.9 об). Исходя из этого документа, можно утверждать, что к строительству каменного храма В.А. Молчанов приступил не ранее 1845 г. Документов о строительстве Никольского храма не сохранилось: консисторский архив горел дважды: один раз в конце 1880 года, когда была уничтожена большая часть источников, второй, не менее разорительный – 1982 г., усугубивший последствия предыдущего. Из церковных ведомостей 1880-х и далее годов видим, что храм был выстроен трехпрестольный: во имя Святителя и Чудотворца Николая (главный, холодный), в честь иконы Владимирской Божией Матери (теплый, на правой стороне) и Покрова Пресвятой Богородицы (на левой стороне). По штату, как и в деревянном, полагались священник и псаломщик, которым полагалось государственное жалованье. В дополнение к этому набегала некоторая сумма с банковских билетов, помещенных причтом в Ивановский общественный банк и скромное вспомоществование от церковных треб. В разные годы в храме служили разные священники, имена которых сохранились в тех же ведомостях. Так, 1870-х г. священником был (Евфимий) Нарбеков (имя неразборчиво, отчество не указано), в 1897 -1903 г. – Михаил Петрович Горский, в 1910 – Дмитрий Метелкин (отчество не указано), в 1911-1914 – Василий Федорович Ройский, в 1915 – Николай Васильевич (Партский), в 1916 -1917 – Павел Иванович Красовский. По количеству прихожан приход был небольшой – около 500 человек (в Кологривском уезде в приходах бывало по две-три тысячи прихожан), однако не такой уж и бедный. Расстояние от села до Костромы и Нерехты составляло 80 и 55 верст, но рядом проходили торговые пути из с. Середы-Упино в г.Иваново-Вознесенск и из г.Нерехты в г.Шую, что, конечно, благоприятствовало развитию крестьянской торговли. К тому же от Никольского до Иваново было 15 верст, неподалеку стояли Плес, Шуя – там проходили богатые ярмарки, базары, куда прихожане привозили продовольственные продукты, произведения местных ремесел. Особую живописность месторасположению села придавала речка Молохта, название которой восходит, по-видимому, к финно-угорским временам. По берегам ее шли заливные луга, что поддерживало скотоводство, обеспечивало удобрением крестьянские поля. По свидетельству священника (Евфимия?) Нарбекова (1871г.), в целом, приход был земледельческим, крестьяне использовали трехпольную систему и высевали по весне рожь, овес, ячмень, картофель. На карте костромской губернии это было одно из тех редких мест, где при хорошем урожае дотягивали до новой жатвы на своем хлебе. При неблагоприятных летах прихожане закупали хлеб «на хлебной пристани в Плеса», а «с проведением Шуйско-Ивановской и Ивановско-Кинешемской железных дорог» получили возможность делать закупки в Иванове. Из дополнительных к земледелию занятий имело распространение ручное ткачество миткаля, которым занимались все женщины прихода. «С октября месяца», - сообщал о Евфимий в костромской статистический комитет, собиравший сведения об экономике крестьянских хозяйств, - «на ситце-бумажных фабриках села Иваново … начинается раздача клубнев для тканья, и все спешат получить для себя эту работу, которою занимаются с октября до июня» (1871г.). Однако, по наблюдениям пастыря, ручное ткачество к тому времени «стало упадать», т.к. «почти на всех фабриках села Ивановского устроены ткацкия машины». Между тем, крестьяне, «все равно это дело не бросают», «потому что не имеют другого ремесла, от которого могли бы приобретать дополнительное продовольствие». Со временем в Широковской волости, частью которой был Никольский приход, появилась своя прядильно-ткацкая фабрика (в д.Олюново) и большинство прихожан-мужчин, занимавшихся промыслами, стали работать на этой и соседних мануфактурах. Кроме прядильно-ткацкой фабрики в волости действовали овчинная мастерская и кирпичный завод. К 1907 г. мужчины-промышленники от общего числа жителей волости составляли 54,45%, из которых 72,94% были фабричными. В церковной жизни каждого прихода особое место отводилось старосте. В этом смысле Никольскому приходу повезло, может быть, более, нежели другим. Мы имеем в виду Иваново-Вознесенского купца Григория Кузнецова, неутомимого и заботливого опекуна Никольского храма, бывшего старостой в конце XIX в. Он завершил и дополнил работу, начатую В.А. Молчановым. В 1986 г. он подал на имя епископа докладную записку «о приобретении им в церковь разных вещей» и прошение о благоустройстве храма, в котором, в частности, сказано: «Никольский храм был устроен в 1854 году. При устройстве его предположено, чтобы в теплом храме были два Алтаря, по правую и левую сторону прохода в холодный храм. По недостатку средств, в свое время, устроен был один Алтарь, на правой стороне. Движимый усердием ко храму божию и желая увековечить память о царе-миротворце Александре 3-м, я изъявляю готовность на собственные средства с доброхотодателями устроить алтарь (и иконостас) с левой стороны теплого храма в честь Покрова Божией Матери, сверх сего, желаю вместо разрушившейся печи устроить новую изразцовую печь» и «снять старый колокол в 50 пудов с колокольни», «как иззвонился и плохова качества …». Старый колокол предполагалось продать на завод, а вырученные за него деньги пустить на устройство нового дома для Николаевской церковно-приходской школы. Добавим, что во время подания прошения, купцом уже был приобретен новый церковный колокол весом в 101 пуд 5 фунтов, вовсю шло и «устройство дома для школы», производимое на земле никольских крестьян. Школу Василий Григорьевич строил «по случаю исполнившегося трехсотлетия со Дня Рождения царя Михаила Федоровича, родоначальника благополучно царствующего Дома Романовых» и заранее испросил дозволения епископа по устройстве ее «поставить в помещении Икону во имя Феодоровской Божией Матери и два портрета – царя Михаила Федоровича и ныне благополучно царствующего императора Николая 2-го» (12.07.1896 г.). Колокол местный настоятель, благочинный округа, а за ним и епархиальное начальство продать не позволили, чем причинили обиду и ввели в еще больший расход купца А.Г. Кузнецова. Тем не менее, после разрешения недоразумений, были сделаны и новый иконостас и новая школа. Согласно акту освидетельствования произведенных работ: «Придел был устроен в левой стороне теплого храма, иконостас для него устроен новый из сосны, украшенный по местам резьбой, трехярусный, царския двери резныя. Престол устроен вышины 1 аршин …, длины и ширины 1 аршин 6 вершков; жертвенник … высоты 1 аршин 4 вершков длины и ширины. Печь устроена из белого кирпича, круглая, крытая листовым железом. Здание для школы устроено на крестьянской земле, в 35 саженях от церкви, деревянное, 13 аршин … 9 –ти аршин ширины, 5 аршин высоты, крыто тесом … нет; высота комнаты 4 аршина, в левой стороне отгорожено тесом помещение для учителей, печь русская с подтопком – из классной комнаты выложена изразцом, окон в доме 10 – все имеют по две рамы, дверь одна столярной работы. Все работы сделаны надлежащим образом и из доброкачественного материала». Освидетельствование было произведено в ноябре 1897 года и, надо полагать, около того же времени новый предел был освящен, а школьный дом заполнился голосами юных прихожан Никольского, что на Молохте, храма, стоявшего в селе Никульском Нерехтского уезда тогда еще Костромской губернии. В архивном фонде Уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви получена информация о том, что Никольский сельсовет ходатайствовал перед Иваново-Вознесенским горсоветом о закрытии храма и передаче здания местному колхозу под склад. На заседании комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при облисполкоме Ивановской промышленной области 15 апреля 1932 г. (протокол №5) по вопросу о закрытии церквей в селах Сидоровское и Никольское Ивановского района постановили: «Принимая во внимание, 1. что верующие отказались от пользования этими церквями, 2. что ст.35 постановления «О религиозных объединениях выполнена, 3. что колхозы этих сел нуждаются в помещении для склада сельскохозяйственных продуктов, для чего эти могут быть использованы - договора расторгнуть и церкви, как молитвенные здания, ликвидировать с передачей их колхозам под зернохранилища» (Ф.Р-2953. Оп.З. Д.83. Л.8,15-16 об., 43 Ориентировочно в 1960 году произошел пожар, что привело здание храма в плачевное состояние. Также, примерно в 60-ые годы, местным председателем была разрушена колокольня. В 2006 году Храм был передан Русской Православной Церкви Московского Патриархата и в нем начала возрождаться приходская жизнь. Несколько лет не прекращалась молитва Господу Богу и Святителю Николаю Чудотворцу о ниспослании помощников на восстановление святыни. По молитвам с 2010 года началось восстановление Храма. На средства простых жертвователей сделаны следующие реставрационные работы: - изготовлены и привезены новые купола - 2010 г. - установлены новые окна и дубовые двери в холодной части Храма - 2011 г. - произведен ремонт аварийного основания, а также постройка новой крыши над алтарной частью храма, установлены новые окна в алтаре - 2012 г. На сегодня осуществляется сбор средств на восстановление аварийной крыши и купольного пространства Храма. Верим, что с Божией помощью удастся завершить восстановление уникальной святыни 19 века, построенной с большой любовью нашими предками. Не останемся и мы равнодушными к этому благому делу! |
||